Главная страница Новости Оперативная сводка Наши услуги О министерстве Нормативно-правовая база Контакты Система 112 Книга
Еще

Общественное обсуждение проектов НПА

 

ПРОЕКТ

 

                                                                                                     

 

ПРОГРАММА

поддержки объектового мониторинга окружающей среды и технического надзора объектов бывших урановых производств в Кыргызской Республики

Структура документа:

1.      Содержание проблемы и обоснованность действий по ее решению.

2.      Цели и задачи Программы

3.      Ресурсное обеспечение Программы

4.      Механизм реализации  Программы и контроль за ходом ее выполнения

5.      Риски и угрозы реализации Программы

6.      Оценка ожидаемой эффективности, экологических и социально-экономических последствий от  реализации Программы

Сроки реализации Программы   –  2015-2019 гг.

Исполнители основных мероприятий: министерства и ведомства, органы местного самоуправления (по согласованию), научные организации, предприятия и учреждения (по согласованию).

Источники финансирования: республиканский и местный бюджеты (по согласованию),  международные доноры и иные источники.

 

I. Содержание проблемы и обоснованность действий по ее решению

Согласно существующему Государственному кадастру отходов горнорудной промышленности Кыргызской Республики, составленному Госагентством по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, на территории республики расположено 92 объекта с токсичными и радиоактивными отходами горнорудного производства.

Из них 33 хвостохранилища с общим объемом 10,1 млн. м и 25 горных отвалов объемом ~ 1,8 млн. м3 находятся в ведении Министерства чрезвычайных ситуаций, остальные объекты состоят на балансе хозяйствующих субъектов.

Хвостохранилища были закрыты в 1966-1973 годы. Все эти объекты были размещены в пределах населенных пунктов, в бассейнах трансграничных рек, которые создают риск возможных радиационно-экологических катастроф, например для территории оз.Иссык-Куль в районе пгт.Каджи-Сай, для населения городов и поселков, таких как  Майлусуу, Минкуш, Шекафтар, Сумсар, Кан, Каджи-Сай, а также территории стран Центральной Азии. В зону возможного загрязнения могут попасть территории Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, где проживает около 5 миллионов человек.

Мощность гамма-излучений на поверхности хвостохранилищ находится в пределах от 40-100 мкР/ч, на некоторых (аномальных) участках достигает 1500 мкР/ч. Несмотря на относительно низкие существующие дозы облучения для населения республики в настоящее время, потенциальные риски от неуправляемых объектов бывших урановых производств могут быть очень существенными.

          Техническое состояние хвостохранилищ в момент их принятия на баланс Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики требовало основательных реабилитационных и рекультивационных работ, так как с 1993 по 1999 годы аварийно-восстановительные работы и текущие эксплуатационные работы проводились эпизодически и не в полном объеме. Из-за несвоевременно проводимых работ большая часть хвостохранилищ подвергалась действию опасных природных процессов. При проектировании и заложении хвостохранилищ не были учтены долгосрочные мероприятия, потенциальные оползни, паводковые и селевые явления.

Хвостохранилища и отвалы на территории республики являются потенциальными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы, подземных водоносных горизонтов – источников питьевого водоснабжения. Обеспечение безопасности таких объектов требует понимания: источников и путей облучения (экотоксикологического воздействия) от бывших урановых объектов на окружающую среду, как в существующих условиях, так и в условиях возможных потенциальных проявлений природных факторов, условий проживания и деятельности людей. Поэтому для принятия управляющих решений нужна информация о состоянии объектов бывших урановых производств и знания об изменчивости характеристик влияния источников загрязнения ОС (динамика факторов облучения).

               Воздействие бывших урановых производств и отходов, накопленных в районах расположения наследных объектов уранового производства на облучение населения, проявляется за счет прямого гамма облучения; повышенных концентраций газа радона; питья загрязненных вод; которые поступают в реки и водотоки с дренажными водами из обводненных шахт и хвостохранилищ, а также потребления продуктов питания, которые выращиваются на загрязненных территориях, в том числе с использованием загрязненных вод для орошения.

       Одним из важнейших инструментов информационного обеспечения программ реабилитации таких объектов и зон влияния, а также восстановления доверия населения, без поддержки которого невозможно рассчитывать на долговременную устойчивость результатов реабилитационной деятельности, должна стать реализация программы мониторинга и технического надзора на бывших урановых объектах и зонах проживания населения в соответствии с международными нормами и рекомендациями МАГАТЭ  разработана данная Программа (далее –Программа).

Для идентификации  и характеризации источников опасности, а именно бывших урановых производств, необходимо выполнить комплекс работ, который позволит в дальнейшем проводить наблюдения и оценки только тех объектов и путей облучения, которые фактически или потенциально могут оказывать существенное влияние на загрязнение окружающей среды и облучение населения, а также установить приоритетные для наблюдений объекты - источники загрязнения, наиболее уязвимые элементы окружающей среды и пути переноса радиоактивных (или других загрязняющих элементов). За годы прошедшие после остановки уранового производства горные отвалы разрушались водными потоками, карьеры были затоплены подземными водами, объекты инфраструктуры на промплощадках бывших урановых производств были разрушены. Объектами на бывших производств могут быть:

•       Здания радиохимических производств, отстойники, пульпопроводы, места дезактивации, отвалы рудных производств,, шахты, бывшие рудные дворы и пр.;

•       Элементы бывшей инфраструктуры;

•       Зоны транспортировки загрязненных материалов и отходов уранового производства;

•       Хвостохранилища, отвалы, остатки рудных складов;

•       Места складирования (временного) обращения с отходами;

•       Места конечного складирования и содержания (передислокации отходов);

•       Дренажные системы и места выклинивания фильтрационных вод;

•       Родники и зоны разгрузки подземных вод (скважины) из зон расположения хвостохранилищ, реки и другие водные объекты в зоне влияния

•       Природные объекты в районе реабилитационных работ за пределами установленных зон влияия, зоны проживания населения со своими фоновыми характеристики загрязнения окружающей среды

•       Рабочие зоны производства рекультивационных работ (дезактивации, демонтажа зданий, земляных работ и т.д.).

•         г. Майлуусуу

•     Урановое месторождение в г.Майлусуу эксплуатировалось с 1946 г. по 1967г. В результате образовались отходы добычи и переработки руд складированные в 23-х хвостохранилищах (общий объём отходов – 2 млн. м3 ) и 13 отвалах (общий объём отходов – 1млн.м3 ), некоторые из которых находятся в городской черте.

•         Большая часть хвостохранилищ расположена вдоль реки Майлуусуу и ее притока Айлямпасай.

•         Основной особенностью объектов в г.Майлуусуу является потенциальная опасность проявления геотехнической нестабильности склонов в районе их расположения, которая может привести к сходу оползня, подтоплению или разрушению хвостохранилищ.

•         Потенциальную опасность смыва представляют хвостохранилища в долине реки Айлямпасай. Предполагается, что в будущем все остатки хвостового материала, которые расположены в долине река Майлуу Суу целесообразно перенести в безопасное место и уложить в распадок горного ландшафта в границах хвостохранилища №15.

•         В поселке требуется реконструкция системы водоснабжения, а также очистка территорий бывших урановых производств, тампонаж устьев бывших урановых шахт. Загрязнение дренажных вод характеризуется не только высоким содержанием урана, но также мышьяка и других токсических металлов.

•         В целях решения проблем, связанных с урановыми хвостохранилищами в г. Майлуусуу, в период 2004-2012 годы ,был реализован проект Всемирного Банка «Предупреждение чрезвычайных ситуаций», перенос материала хвостохранилища №3 на хвостохранилище №6, а также обустройство защитного покрытия на нескольких хвостохранилищах. Реализация данного проекта не в силах решить все проблемы связанные с хвостохранилищами и вопросы экологической безопасности населения и территории в г.Майлуу-Суу.

•         Для разработки всесторонней стратегии реабилитации в районе влияния хвостохранилищ необходимо организовать инвентаризацию и мониторинг этих объектов т.е. необходимо выполнить всестороннюю оценку безопасности территории для проживания людей.

•         п. Минкуш

•         В п. Минкуш Нарынской области расположено 4 хвостохранилища и 4 горных отвала с радиоактивными материалами с общим объемом 1,95 млн3. Рудный комплекс эксплуатировался с 1958 по 1969 гг. После закрытия уранового производства все хвостохранилища были законсервированы.

•         Происходят разрушение защитных сооружений, неравномерная осадка поверхности хвостохранилища и образовались локальные замкнутые понижения, не обеспечивающие сток поверхностных вод, защитной покрытие местами нарушено, ограждения и запрещающие знаки разрушены.

•         Особую тревогу вызывает обстановка в районе хвостохранилища Туюксуу, где возникла угроза схода оползня с образованием подпрудного озера, которое по мере заполнения будет угрожать устойчивости хвостохранилища и приведет к его размыву и выносу хвостового материала в реку Кокомерен и через Токтогульское водохранилище по реке Нарын в реку Сыр-Дарыя.

•         В настоящее время в качестве предупредительной меры, проводятся наблюдения за геотехнической стабильностью состояния оползня с целью как можно более раннего оповещения о потенциально аварийной ситуации.

•         Кроме того, необходимо провести исследования источников радиационной опасности в поселке Минкуш, территорию бывшей промышленной площадки рудника, золоотвалов.

•         п. Каджысай

•          

•                            Хвостохранилище и горные отвалы расположены в 3 км восточнее п. Каджысай Тонского района Исык-Кульской области в 1,5 км к югу от побережья озера Иссыккуль. Хвостохранилище эксплуатировалось с 1952 по 1966 гг. объем накопленных хвостов (промотходов) составляет около 400 тыс. м3.

•         Главные факторы потенциального риска хвостохранилища бывшего уранового производства– это геотехническая нестабильность данного региона. В настоящее время поверхностными водами размываются прилегающие к хвостохранилищу склоны рельефа, основание золоотвала, защитное покрытие поверхности хвостохранилища и отвалы горных пород. Ограждения хвостохранилища частично разрушены, сеть мониторинга подземных вод отсутствует.

•         Необходимо восстановить сеть мониторинга подземных вод на территории хвостохранилища и ниже по стоку от объекта в направлении озера Иссыккуль. Первоочередными мероприятиями мониторинга - это проведение инветаризации и мониторинга объектов и источников загрязнения.

•          

•                   п. Шекафтар

•                    

•         В поселке Шекафтар Джалалабадской области имеются 8 горных отвалов объемом 700 тыс. м3 слаборадиоактивных горных пород и некондиционных руд, он функционировал с 1946 г по 1957 г. Средняя мощность экспозиционной дозы гамма- излучения составляет 60-100 мкР/час, на аномальных участках – до 150 мкР/час. Все горные отвалы расположены в непосредственной близости к жилым домам, школе. Отвалы, расположенные на берегу реки Сумсар, интенсивно размываются ее водами. Отсутствие растительности на поверхности отвалов способствует развитию ветровой эрозии и поверхностному смыву материала отвалов и его последующему разносу на территорию поселка Шекафтар, а соответственно, и разносу материала хвостохранилищ водами реки на территорию Ферганской долины.

•          

•         п. Сумсар

•         В п.Сумсар Джалалабадской области  расположены 3 хвостохранилища с общим объемом 3,7 млн. м3. Сумсарское рудоуправление, в состав которого входили обогатительная фабрика и хвостохранилища, специализировался на добыче руд тяжелых металлов (свинец, кадмий, сурьма, марганец и т.д.) и функционировал с 1950 по 1978 годы.

•         После прекращения работ на месторождения Сумсарского рудоуправления и вывода хвостохранилищ из технологического цикла, также прекратились работы и по техническому обслуживанию гидротехнических сооружений хвостохранилищ (защитных дамбы, нагорные канавы, селеудерживающие плотины). Вблизи территории поселка Сумсар в предгорных распадах правого борта долины реки Сумсарсай расположены хвостохранилища №1, 2. Хвостохранилища № 1 и 2 законсервированы. Дамбы хвостохранилищ выходят непосредственно в долину реки. В результате к настоящему времени гидротехнические сооружения хвостохранилищ в значительной степени разрушены, а накопленный хвостовой материал вымывается атмосферными осадками и сбрасывается в реку Сумсар, являясь источником водоснабжения населенных пунктов Сумсар, Шекафтар, расположенных в долине.

•         Хвостохранилище №3 расположено в предгорных распадах левого борта реки Сумсар-Сай за пределами поселка, но в непосредственной близости от него.

•          

•         п. Кан (Советский)

•         В пос. Кан (Советское) Баткенской области, расположенное в 70 км к западу от Кадамжая, в период с 1950 по 1971 гг. функционировало Канское рудоуправление Адрасманского свинцово-цинкового комбината (Таджикистан), осуществлявшее добычи свинцово-цинковых руд открытым способом. В непосредственной близости от поселка расположены два хвостохранилища с общим объемом 2,5 млн. куб.м., содержащих соли тяжелых металлов. При закрытии Канского рудоуправления консервация хвостохранилища не проводилась.

•         В настоящее время защитные и дренажные сооружения хвостохранилищ вышли из строя, и это привело к катастрофическому развитию эрозионных процессов на хвостохранилище. Постепенно снижается устойчивость дамб на хвостохранилище, а накопленный хвостовой материал вымывается атмосферными осадками загрязняя почву.

•          

 

 

II. Цели и задачи Программы

 

            Целью настоящей Программы является создание эффективной системы мониторинга окружающей среды и технического надзора на объектах бывших урановых производств для обеспечения радиационной безопасности на территории Кыргызской Республики.

            Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

            -  создание системы объектового мониторинга окружающей среды;

- разработка мероприятий по инвентаризации для оценки безопасности объектов и деятельности в области радиационной безопасности;

- создание финансовых, материально-технических и других ресурсов для реализации программы мониторинга;

            - проведение рекультивационных работ на хвостохранилищах с радиоактивными  отходами;

- создание сети наблюдательных постов;

- привлечение ведущих научно-исследовательских институтов и лабораторий республики;

- реализация государственно-частного партнерства.

Технический надзор

            Технический надзор проводиться с целью оценки физического и технического состояния объектов. Оцениваются состояние покрытий, инженерных объектов, гидротехнических сооружений, состояние содержания материала остатков уранового производства (хвостов или отходов), выявление дренажей и мест эрозии и размывов, , проявление аварийных ситуаций, выявляются места не санкционированного использования объектов и фактов нарушения защитных покрытий местным населением или роющими животными, факты повреждения ограждений и информационных знаков  и т.д.).

Технический надзор за состоянием объектов проводится непосредственно организациями-операторами наследных объектов бывшего уранового производства.

По результатам инспекций выполняются мероприятия по текущему обслуживанию объектов и ремонтные работы. Обычно задачи технического надзора прописываются в лицензионных условиях операторов наследных урановых объектов и выполняются специально обученным контингентов в штате местных офисов управляющих организаций, которые должны быть расположены непосредственно в ближайших населенных пунктах от объекта или уполномоченными организациями. 

Работы по техническому надзору осуществляются в соответствии с инструкциями и проверочными листами.

 

           

III. Ресурсное обеспечение Программы

 

            Финансирование Программы обеспечивается за счет средств республиканских и местных бюджетов, международных доноров и других источников. 

Средства внебюджетных средств направляются на выполнение мероприятий Программы по мере их получения.

Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета и других источников.

 

IY. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

 

Программные мероприятия сформированы на основе предложений министерств и ведомств, рекомендаций МАГАТЭ, исследований и научных разработок.

            Исполнителями документа являются министерства, административные ведомства, органы местного самоуправления, научные организации, предприятия и учреждения республики, реализующие мероприятия в пределах своей компетенции.    

            Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики ежегодно представляет отчет в Правительство Кыргызской Республики о ходе реализации мероприятий Программы.

 

Y. Риски и угрозы реализации программы

 

            Угрозами для реализации Программы могут быть:

 

1.      Внешние факторы:

- повышение мировых цен на энергоресурсы, что приведет к увеличению финансовых расходов по выполнению Программы;

- экономический кризис в государствах–лидерах мировой экономики, что может привести к срыву оказания помощи. 

2.      Внутренние факторы:

- законодательные риски, принятие Программы и нормативных правовых актов позже установленных сроков;

      - последствия природных катаклизмов.

 

YI. Оценка ожидаемой эффективности экологических и социально-экономических

 последствий от реализации Программы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Реализации Программы обеспечит создание системы мониторинга окружающей среды, уменьшение и локализацию негативного воздействия источников ионизирующего излучения на окружающую среду,

Проведение мероприятий обеспечат:

- снижение негативного воздействия источников ионизирующего излучения на окружающую среду и население;

-единый порядок проведения технического надзора объектов бывших урановых производств

- создание сети наблюдательных пунктов

- эффективного проведения рекультивационных работ на хвостохранилищах

- привлечение зарубежных инвестиций для осуществления программ и проектов;

- расширение международного сотрудничества в области радиационной безопасности.

Приложение
к Программе поддержки объектового мониторинга окружающей среды и технического надзора объектов бывших урановых производств в Кыргызской Республики на 2014-2019 годы

 

План мероприятий

по реализации Программы поддержки объектового мониторинга окружающей среды и технического надзора объектов бывших урановых производств Кыргызской Республики

 

 

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Финансовые затраты (ориентировочные) млн.сомов

Источник финансирования

Ожидаемые результаты

Ответственные

исполнители

1

2

3

4

5

6

7

 

1.         Установление эффективного государственного управления в области радиационной защиты и безопасности населения

 

Регуляторное обеспечение объектовых программ мониторинга, разработка нормативных документов и рекомендаций

2014-2019 годы

 

0,570

Республиканский бюджет и

международные инвестиции

Корректировка и внесение дополнений в существующее законодательство КР позволит обеспечить надлежащий правовой статус инфраструктуры

МЧС, Минздрав.

ГАООСиЛХ, ГЭТИ,  

 

Разработка Положения о проведении и организации технического надзора на объектах бывших урановых производств

2014-2015г.

 

 

 

МЧС,

ГАООСиЛХ,

 

 

Разработка современной системы функционирования учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля

2014-2019 годы

 

Республиканский бюджет

Обеспечение высокого уровня лабораторного контроля в учреждениях, восстановление или создание сетей наблюдения и лабораторного контроля.

Минздрав

МЧС,МПР

ГАООСЛХ

 

 

Проведение инвентаризации  источников ионизирующего излучения на объектах бывшего уранового производства.

 

 

 

12,0 млн. сом.

 

Установление контроля за имеющимися источниками ионизирующего излучения

МЧС, Минздрав

НАН ГАООСиЛХ

(по согласованию)

 

 

Проведение радиоэкологического мониторинга за радиоактивным загрязнением окружающей среды

2014-2019 годы

 

2,0

Республиканский бюджет и международные инвестиции

Выполнение программ по обеспечению мониторинга окружающей среды

ГАООСиЛХ

Минздрав

МЧС,

НАН

 

 

Осуществление систематических наблюдений за радиоактивными выпадениями  на территории республики

постоянно

 

0,3

Международные инвестиции

Эффективная регистрация радиоактивных

МЧС (Кыргызгидромет)

 

Организация и проведение  индивидуального и дозиметрического контроля для работающих с источниками ионизирующего излучения и в случае чрезвычайных ситуаций (персонал, спасатели, население)

Постоянно

 

0,3

Республиканский бюджет и

международные инвестиции

Обеспечение контроля дозовых нагрузок, работающих в сфере ионизирующего излучения

Минздрав

ГАООСиЛХ, НАН, ГЭТИ

 

Оснащение учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля дозиметрическими и радиометрическими приборами

2014-2019 годы

 

4,0

Республиканский бюджет 

Качественное проведение лабораторных исследований  на предмет содержания радионуклидов в продуктах питания, воде и объектах окружающей среды

Минздрав

МЧС

ГАООСЛХ

 

 

Обеспечение медучреждений республики профилактическими, дезактивирующими, дезинфицирующими средствами

2014-2019 годы

 

2,0

Республиканский бюджет и международные инвестиции

Готовность медучреждений к проведению профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий на территории ЧС

Минздрав

 

Создание резерва финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС (радиационных аварий)

2014-2015 годы

 

20,0

Республиканский и местный бюджеты (по согласованию)

Готовность к проведению незамедлительных мероприятий в случае угрозы радиационных аварий

Министерства и ведомства,

органы местного самоуправления

 (по согласованию)

 

Проведение рекультивационных и реабилитационных работ на хвостохранилищах и горных отвалах  по группам приоритетности 

2014-2019 годы

 

100,0

Республиканский бюджет и международные донорские инвестиции

Решение вопросов радиационной и экологической безопасности на территории республики и сопредельных государств

МЧС

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

Ограждение санитарно-защитной зоны хвостохранилищ 

2014-2019

год

 

10,0

Республиканский бюджет и международные инвестиции

Обеспечение безопасной жизнедеятельности людей и сохранности радиоактивных материалов, находящихся на объекте

МЧС Органы местного самоуправления

 

 

Установление предупредительных знаков вблизи радиоактивных хвостохранилищ и горных отвалов

2014-2019 годы

 

5,0

Республиканский бюджет и международные инвестиции

 

Обеспечение  безопасной жизнедеятельности людей, проживающих вблизи радиационно опасных объектов и информирования населения

МЧС

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

 

Восстановление и ремонт скважин для наблюдений за режимом и загрязнением подземных вод

2014-2019 годы

 

20,0

Республиканский бюджет и международные инвестиции

 

Обеспечение мониторинга подземных вод.

 

 

Прокачивание воздуха на хвостохранилищах, в жилых зонах

2014-2015 годы

 

5,0

Республиканский бюджет и международные инвестиции

 

Анализ суммарной альфа активности

МЧС, ДГСЭН

 

Организация координация и управление

программой мониторинга

 

 

10,0

 

 

МЧС

 

Регуляторное обеспечение объектовых программ мониторинга, разработка нормативных документов и рекоммендаций

 

 

10,0

Бюджет МАГАТЭ

 

 

 

Поддержка объектовых программ мониторинга источников, окружающей среды и технадзора на территории и зоне влияния бывших урановых объектов п. Майлуу Суу

 

 

80,0

 

 

 

 

Поддержка объектовых программ мониторинга источников, окружающей среды и технадзора на объектах, территории и зоне влияния бывших урановых производств в  п. Минкуш

 

 

60,0

МАГАТЭ

ЕврАзЭС

ЕС

 

 

 

Поддержка объектовых программ мониторинга источников, окружающей среды и технадзора на объектах, п. Каджисай

 

 

20,0

 

 

 

 

Первичная оценка состояния и инвентаризация объектов бывшего уранового производства в п. Шекафтар

 

 

20,0

ЕС

 

 

 

Первичная оценка состояния и инвентаризация объектов бывшего производства редких земель в п. Актюз-Орловка

 

 

20,0

 

 

 

 

Восстановление и ремонт скважин для наблюдений за режимом и загрязнением подземных вод в п. Майлуу Суу

 

 

10,0

МАГАТЭ

ЕС

 

 

 

Поставки оборудования в подразделения Агентства по обращению с хвостохранилищами (поставки 1 кв 2014 г)

 

 

155,0 тыс.

МАГАТЭ

 

 

 

Обучение и повышение квалифиикации персонала лабораторий и группы управления программой мониторинга

 

 

МАГАТЭ

 

 

 

Экспериментальные работы по инвентаризации и оценкам безопасности состояния объектов Майлуу Суу и Минкуш

 

 

МАГАТЭ

ЕС, ЕврАзЭС

 

 

 

Экспертные оценки состояния объектов Шекафтар и Ак-Tюз

 

 

20,0 тыс

МАГАТЭ

ЕС

 

 

 

 

 

Список сокращений

 

КР                                          - Кыргызская Республика

 

МЧС                                       - Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики

 

Минздрав                              - Министерство здравоохранения Кыргызской Республики

 

 

 

ГАООСиЛХ                         - Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

 

 

НАН                                                  - Национальная Академия Наук Кыргызской Республики

Дежурный

тел: +996(3222)2-18-44
сот: +996(770)800-100
факс: +996(3222)5-60-77
e-mail: od.mchs@mail.ru

Приемная министра

тел: +996(312)54-79-86,
+996(3222)2-33-46
e-mail: mchs@elcat.kg

Телефон доверия:

тел: (03222) 2-27-66,

Общественная приемная:

тел: (03222) 2-27-66

все контакты

Архив новостей

Август 2017

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Баннеры

  • Кыргыз Республикасынын Жогорку Кенеши
  • Президент Кыргызской Республики
  • Центр Общественных Технологий
  • Баннер Минюст
  • В рамках Программы Правительства
  • Департамент туризма при Министерстве культуры, информации и туризма КР Официальный информационно-туристический сайт Кыргызской Республики

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях

  • Паводки

    Паводок - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т.п.

  • Правила безопасности на воде-будьте осторожны

    Правила безопасности на воде-будьте осторожны

  • Наводнение

    Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т.п.

  • Ливневые дожди

    Ливневые дожди являются причиной наиболее распространённого типа бедствий - наводнений и поэтому приносят основной экономический ущерб

  • Лавина

    Лавина – это снежная масса, соскользнувшая с горного склона и движущаяся под действием силы тяжести. Она увлекает на своем пути все новые массы снега.

  • Оползень

    Оползень - смещение вниз по склону массы рыхлой горной породы под влиянием силы тяжести, особенно при насыщении рыхлого материала водой. Одна из форм стихийного бедствия.

  • Сель

    Селевым потоком (селем) называют стремительные русловые потоки, состоящие из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающие в бассейнах небольших горных рек.

  • Паводки

    Паводок - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т.п.

  • Землетрясения

    Землетрясения - одно из самых страшных и разрушительных явлений природы. Они происходят в так называемых сейсмоактивных районах Земли. Одним из таких районов является территория Кыргызской Республики.

  • Пожар

    Пожар — это огонь, вышедший из-под контроля человека. Пожар начинается тогда, когда температура возгорания материала окажется ниже температуры источника тепла. Среди наиболее частых причин возникновения пожара можно отметить следующие: невнимательность человека, дефекты электрических установок или нагревательных приборов, самовозгорание, молнии, большое число электроприборов, работающих от одной розетки и т.д.